Развитие техники в средние векаПеред натиском племен варваров Римская империя пала, что привело к упадку во многих сферах жизни того времени. Великолепные дороги и мосты разрушались и ветшали, даже многие царственные особы не знали грамоты. Опустели морские дороги – многие торговые связи стали разорваны.

Для человечества новый период был чем-то сродни культурной катастрофы: гибель античного мира отбросило развитие искусства и культуры на много веков назад, поэтому Средневековье часто называют «темным» временем. Однако для технического прогресса Средние века оказались более способствующими, чем эпоха античности. Объяснение тут простое: и у греков, и у римлян машины успешно заменяли тысячи рабов. Поэтому причин облегчать труд различными устройствами и приспособлениями не было.

Даже водяное колесо в то время не получило распространения. Технические поиски Архимеда, Герона воспринимались как забава ученых мужей.

Ситуация изменилась в Средние века: сверхдешевая рабочая сила исчезла, и появилась необходимость в совершенствовании технических приспособлений.

Чтобы быть точными, заметим, что еще во времена Древнего Рима, в начале упадка империи, походы армий перестали быть победоносными, захват рабов уменьшился, и началась нехватка рабочих рук. Вот тогда и были предприняты попытки поиска машин, облегчающих труд человека. Неизвестный автор в 370 году до нашей эры предлагал использовать на военной галере гребные колеса вместо гребцов – рабов. Колеса должны были приводить в движение волы.

Эта идея так и осталась на страничках рукописи. Усовершенствовали корабли викинги, - они были первыми, кто нашел новый источник энергии. Так викинги – воины - умельцы Скандинавского полуострова заставили ветер служить на свое благо.

Конечно, тут можно возразить, что финикийцы, слывшие первыми в мире корабелами, использовали парус для своих лодок. Однако у финикийцев парус был единственный, небольшого размера и поднимался он только при попутном ветре, то есть был вспомогательным средством. А главная движущая сила, все-таки, - это были гребцы - рабы. Поэтому скандинавы создали принципиально новые конструкции, и назвали их - драккары и кнарры.

Кораблестроение скандинавов – одна из ярких страниц истории развития техники в Средние века.