ложа номер 5Прежде чем начать рассказ о судьбе несчастного призрака, поговорим о здании, в котором он обитает. Как вкинофильмах, так и во всех книгах, здание Оперы является полноправным действующим лицом. И это далеко не случайно. По своему воздействию на умы парижан, Опера нисколько не уступает собору Парижской Богоматери. Она фигурирует практически во всех туристических путеводителях, хотя в своё время Шарль Гарнье, архитектор, выслушал немало упреков относительно своего детища. Императрица Евгения, от которой практически полностью зависела судьба строения, считала проект безвкусицей и без стиля.

К счастью, архитектор вовремя поведал о том, что Опера выполнена в стиле Наполеона III, после чего судьба постройки была решена. В конкурсе проектов жюри отдало своё предпочтение именно работе Гарнье, хоть в нем и участвовал 171 архитектор. Замысел Шарля был довольно смелым: в здании он совместил стиль итальянского фасада эпохи Ренессанса и элементы испанского иезуитского стиля XVII века.

Опера строилась довольно долго. Подземные воды, постоянно скапливавшиеся в основе фундамента, стали основной проблемой. Шарль был в полном отчаянье, но, в конце концов, нашел выход, построив в наиболее затапливаемых помещениях по две стены. Подземный приток запрудили, в результате чего в подвале образовалось целое озеро.

Еще до окончания строительства, вокруг здания начали ходить самые разные слухи. Большинство из них был связано с тем, что во времена Парижской коммуны революционеры заняли подвалы еще недостроенного строения. Большая часть из них превратилась в тюрьмы, а в других, опять же, по слухам, совершались казни. 28 октября 1873 года, Оперу постигло еще одно бедствие. В почти достроенном здании случился огромный пожар. К счастью, спустя два года Опера была полностью достроена.

Постройка вышла невероятно огромной. Если бы все архитектурные чертежи здания выложили в ряд, они бы протянулись на целых 33 километра.

Леру привел немалo статистических данных об Опере, и даже неполный их перечень внушает уважение: «строение отапливали 14 огромных печей, в здании есть 2531 дверь, а также 7523 ключа, которые их отпирали; девять резервуаров, два накопителя вместе вмещали 84 000 литров воды, которая распределялась по 22 829 трубам, протяженностью в 25 километров. А за музыкантами располагалось фойе, в котором находились сотни шкафов для хранения всех музыкальных инструментов».

Первое представление прошло 15 января 1875 года.

В те времена парижская Опера была самым крупным театром в Европе. И вoт, в скoрoм времени, люди стали поговаривать, что здание проклято. Одним из первых поводов послужило происшествие во время спектакля «Фауст». На консьержку упала огромная люстра, что стало тиражируемым фактом во всех последующих киноверсиях «Призрака Оперы».

Но, как и большинство парижских слухов, история с люстрой оказалась сильно преувеличенной. На самом же деле, случилось возгорание проводки на чердачном этаже, в результате которого трос одного из 800- килограммовых противовесов перегорел, в результате чего и прoизoшлo падение.

Легенды о человеке, выдающим себя за призрака Оперы, появились несколько позже. Леру основывался лишь на существующем мифе, когда писал свою знаменитую книгу. Но вскоре, в 1907 году, миф получил своё подтверждение. Альфред Кларк, парижский меценат, подарил театру коллекцию фонографических записей. Для хранилища в подвале выбили стену и обнаружили помещение. В нем находился скелет с ассиметричным строением черепа. Вот тут и вспомнили администраторы об Эрике, хотя о нем было не так уж и много известно.

Если взять на просмотр несколько кинолент о призраке Оперы, то можно выделить три факта, на которых и был построен образ Эрика. Можно начать с того, что этот человек был настоящим гением. Но одновременно и чудовищем – по крайней мере, внешне. Он был влюблен в молодую актрису Кристину Даэ. Все сведения о призраке Оперы вполне правдивы, правда, несколько преувеличены.

Судя по строению найденного черепа, Эрик и вправду не был красавцем. В разных вариантах его биографии можно найти множество разногласий. Его фамилии, к сожалению, история не сохранила. Одни ученые считают, что он родом из Персии, другие, что только ее посещал, дабы обучится магии и колдовству. Как бы там ни было, большую часть своей жизни Эрик провёл в путешествиях. На жизнь он зарабатывал на ярмарках, скитался из страны в страну. В Париж Эрик попал как раз в тот момент, когда Гарнье ломал свою голову над тем, как же вывести клятую воду из подвала. По одной из версий Эрик устроился на стройку оперы каменщиком, а по другой - оказал архитектору помощь в решении проблемы. В итоге, ему удалось заполучить разрешение администрации и построить себе в подвале небольшую квартирку, где после завершения строительства он и поселился.

Подвал идеально подходил для Эрика. Там он мог спокойно заниматься своим творчеством, избегая насмешек толпы.

Что же насчет истории о любви призрака Оперы к солистке, – она правдива только отчасти. Среди вокалисток в опере действительно была Кристина Даэ, но её талант не был таким уж выдающимся, как описывали, и Эрик не давал ей уроков по вокалу. Однажды Эрик предложил ей руку и сердце, она согласилась, и они провели в его подвале целых две недели, после чего девушка ушла. Мужчина не смог этого пережить и замуровал вход в своё жилище. Вскоре он там умер от глубокого отчаянья и голода.

Насчет возлюбленной Эрика существует еще одна версия. В ней говорится, что портрет Кристины Даэ Леру написал с другой девушки – Кристины Нильссон по прозвищу «шведский соловей». Писатель познакомился с певицей, еще будучи подростком, и в дальнейшем несколько раз с ней встречался. Леру был в огромном восторге от её женственности и таланта. Впоследствии он давал её имя и еще нескольким героиням своих произведений, и приписал несколько фактов из биографии Кристины Нильссон Кристине Даэ.

И героиня, и прототип вышли замуж за графа и больше никогда не возвращались в Париж, уступив настоянию супруга.

В своё время, Гастон Леру утверждал, что призрак Оперы - реальное физическое лицо. Хотя данных не так уж и много, которые были бы записаны через несколько лет после тех событий. Самым тщательным и долгим расследованием дела призрака парижской Оперы занималась мадам де Вэйль. Она опубликовала статью, где можно найти данные, которых нет в других источниках. Например, там указывается место рождения Эрика – деревня Дарнеталь по Руаном. Также, в статье упоминается, что на руке найденного в подвале скелета было золотое кольцо с выгравированными буквами C. и D. К сожалению, во время войны кольцо бесследно пропало, как и большая часть архива, которая могла бы обозначить настоящее имя Эрика и пролить свет на его историю.

Однако, легенда о призраке Оперы существует - по сей день.

В контрактах до сих пор есть пункт, запрещающий продажу билетов в ложу номер 5: кому бы там ни было. Эта ложа – Эрика, и, всякий раз, после начала спектакля призрак появляется там.

Люди, которые увлекаются миром театра, уверены, что свои призраки существуют в каждой европейской Опере. Парижской Опере просто повезло с Гастоном Леру, остальные еще ожидают своего писателя.