МауглиУже несколько десятилетий ученые спорят о том, что же важнее – приобретенные или врожденные черты психики человека? И какую же все-таки роль играют навыки, условия существования, окружение человека в первые годы его жизни. Изучение феномена под названием «Маугли» раскрывает часть ответов на этот вопрос.

Про удивительное взаимодействие между человеком и дикими животными можно прочитать в знаменитой сказке Киплинга. Волчья стая спасла маленького мальчика от тигра-людоеда и воспитала его. Также можно вспомнить про сериал под названием «Тарзан», в котором рассказывается о мужчине, выросшем в джунглях среди обезьян. Хотелось бы знать, что же лежало в основе таких произведений – реальные события или же чистая выдумка?

Оказалось, что существуют документальные подтверждения историй, когда дети и вправду воспитывались животными. В роли так называемых «воспитателей» выступали медведи, обезьяны, волки, тигры и даже свиньи. Почти во всех случаях это происходило в сельских местностях, где родители не могли тщательно следить за своим ребенком. Бывало и такое, что родители какое-то время просто не замечали пропажи своего ребенка.

Один из наиболее известных случаев произошел у селения Миднапур в восточной Индии. Осенью 1920 года, возле волчьего логова были найдены две маленькие девочки. Одной было 8 лет, а другой примерно 1,5. Судя по наблюдениям экспертов, волки о них так же заботились, как и о своем потомстве. Девочки выли, царапались и ловко передвигались на четырех ногах. Их отдали в приют для сирот, где младшая вскоре умерла, а старшая дожила до 16 лет. Со временем эта девочка научилась ровно стоять и ходить как нормальный человек. Также она начала употреблять человеческую пищу. Но выучить она смогла всего около 30 слов.

В 1972 году, в Индийском штате УттарПрадеш, в приют Ордена милосердия матери Терезы поступил трехлетний ребенок, воспитанный медведицей. Среди людей мальчику удалось прожить всего около 14 лет. В нем сохранились привычки дикой жизни. Ему не была интересна учеба и он был очень осторожен.

В конце 90-х годов в тропических лесах был найден мальчик 5-6 лет. Его «родителями» были обезьяны-бабуины. Несмотря на все старания окружающих людей, он не желал носить одежду, есть нормальную еду (ел только траву, фрукты и овощи), и продолжал бегать на согнутых ногах. Врачи считают, что этот ребенок попал в джунгли в младенчестве. Людской мир для него враждебен.

Достаточное количество изученных примеров, когда маленькие дети жили среди животных, позволили ученым сделать неутешительные выводы. Этих детей практически невозможно переучить и научить человеческим привычкам. Если в сказке про Магли события развивались по высочайшему уровню морали, то в реальной жизни все намного хуже и сложнее. Известный шведский ученый Карл Линней классифицировал животный мир. Его работа стала основой современной биологии. В разделе изучения человека, Линней выделил особый раздел под названием «Человек разумный одичавший».

Тех детей, которые свою жизнь начали в кругу животных, ученые относят к третьей цивилизации. Маугли и не животные, и к обычным людям их тоже относить нельзя. Дети – Маугли привыкают к такой «животной» обстановке, могут рычать или выть, у некоторых даже начинали светиться глаза в темноте. Однако физиология человека не позволяет им быстро уходить от опасности, хорошо охотиться, добывать пищу и соревноваться за лидерство в своей стае.

Полностью уйти в жизнь дикой природы детям - Маугли не суждено, так же, как и полностью вернутся в обычную «человеческую». Хотя, если такой ребенок на протяжении многих лет занимался с психологом, он принимал «приблизительное человеческое обличие». Но, к сожалению, случаев с полным возвращением к нормальной жизни еще не было.