Андреевский спускС самых древних времен люди ходили в далекие и близкие путешествия, чтобы продавать свои товары.

Когда такое путешествие было далеким, купцам неизбежно приходилось пересекать множество границ других государств. За право торговать на чужой земле с иностранных купцов взымалась некая плата – так называемая таможенная пошлина.

В Киевской Руси, иностранцы, пересекающие границы Киева также платили пошлину. Тогда, таможенники брали плату за каждый воз с товаром. Купцы народ находчивый, поэтому придумали такую хитрость. Например, везут они свои товары на четырех возах, а немного не доезжая до пункта сбора пошлины возле Киева, берут и перекладывают всю свою поклажу на один воз. От такого перегруза возам приходилось нелегко, от этого они приходили в негодность, в частности, в колесах ломались спицы и воз опрокидывался.

Такое положение дел категорически не устраивало первых киевских таможенников. Они тоже не пасли задних и придумали свой ответ на хитрость юрких торговцев. Всякому въезжающему в древний Киев купцу настоятельно предлагалось въезжать в столицу только одной дорогой, а именно, Андреевским спуском. Спуск этот и тогда, и сейчас - очень крутой, но, в те времена был с глубокими ухабами.

Как следствие, перегруженные купеческие возы не выдерживали подобного испытания, ломались как спички. А в те времена существовало такое правило: все, что ломалось в дороге, немедленно забиралось в пользу города. Ну, а если некоторым удачливым купцам удавалось проехать по этой дороге и не поломать воз, не беда, в любом случае, с битком нагруженного транспортного средства что-то да падало на землю: сундук с тканями, бочка с икрой или мешок с пряностями. Согласно правил тех времен, хозяин не имел права подбирать с земли упавший товар, соответственно он уходил в киевскую казну.

С тез самых времен и пошла поговорка: Что с воза упало, то пропало.